Горизонталь VS. вертикаль в IT-сфере
Горизонтальное управление имеет ряд ключевых преимуществ перед вертикальной моделью в IT. Они касаются разных аспектов работы компании, от организации сотрудников до управления проектами.
Высокая вовлеченность сотрудников
В вертикальной системе, от простого сотрудника, как правило, ожидается лишь выполнение поставленных сверху задач. Несмотря на то, что конкретный IT-специалист может разбираться в природе задачи гораздо лучше менеджеров, его предложения и инициативы зачастую не оказывают влияния на рабочий процесс. Причина — в низкой гибкости вертикальной модели, не предназначенной для принятия решений снизу-вверх.
Горизонтальная модель, однако, строится вокруг навыков и компетенций самих сотрудников. Именно их вклад является решающим и определяющим для конечного продукта и бизнес-процессов. Высшее руководство не просто поощряет, но ждет инициатив и креатива от специалистов. Одобрение идей тоже не является обязательным условием. Многие работодатели настолько полагаются на своих работников в рамках горизонтальной системы, что позволяют им самостоятельно имплементировать новые решения. Главное — наличие результата.
Автономность сотрудников
Являет собой целых два значительных преимущества для бизнеса. Первый, самый очевидный — экономия средств компании. Менеджеры, особенно высшего звена, зачастую являются самыми высокооплачиваемыми работниками. Поскольку в горизонтальной модели надобность в раздутом менеджерском классе отпадает, высвобождается огромное количество ресурсов.
Второе важное преимущество — повышение ответственности у самих сотрудников. В отличии от вертикальной системы, где они находятся под строгим надзором менеджеров, в горизонтальной специалист — сам себе голова. Это повышает чувство собственной значимости, дает осознание того, что от личных действий каждого зависит будущее компании или проекта. Яркий пример такой автономности — удаленная работа в IT-сфере, когда специалист работает, как исполнитель заказа, полностью ответственный за успех или провал проекта.
Самоорганизация сотрудников
Как правило, в горизонтальных моделях бизнеса отказываются не только от иерархии, но и от строгого разделения на отделы и полномочия. Такие структуры свойственны вертикальным системам, где они определяются высшим руководством. Однако в горизонтальных сотрудники организовываются сами. Рабочие группы формируются вокруг общих компетенций и направления работы. Причем, в отличии от отделов, они крайне мобильны, распадаясь и собираясь вновь в зависимости от надобности.
В наиболее «плоских» системах, называемых холакратиями, формальные должности, как таковые, исчезают. Вместо них появляются роли. Это — гибкие спектры ответственности, которыми наделяют себя сами сотрудники и их коллеги. К примеру, вместо главы отдела из вертикальной системы, в горизонтальной во главе рабочей группы встает лидер. Он не назначен, а избран из числа членов группы. Это, как правило, наиболее харизматичный и инициативный сотрудник, вокруг которого естественным образом группируются остальные. На время выполнения группой проекта, он будет играть роль его менеджера, представляя перед другими группами и высшим руководством.
Свобода коммуникаций
Как и в случае с организацией сотрудников, горизонтальная модель управления позволяет большую свободу взаимодействия и потока информации внутри компании. Это особенно важно в айти-сфере.
В вертикальной системе идее или решению потребуется пройти через множество ступеней менеджмента прежде, чем она попадет из одного отдела в другой или сможет быть применена всеми сотрудниками.
В горизонтальной, однако, работник может в любой момент обратиться к другому или всей команде для рассмотрения своей идеи. Если же она не повлияет на работу других, то он может встроить ее в свой рабочий процесс самостоятельно.
По этой причине горизонтальная система также отличается большей готовностью брать на себя риски. В вертикальной, менеджеры зачастую крайне консервативны, ведь вся их карьера держится на умении управлять рисками. На деле это означает, что новые решения не будут использованы, пока работают старые или пока не поступит требование сверху.
«Плоские» компании, за счет постоянной генерации идей со стороны самих сотрудников, могут эволюционировать гораздо быстрее. И для этого не требуется вмешательство руководства.
Удовлетворенность сотрудников
Работа в айти-сфере связана с высокими уровнями стресса и выгорания. Но реальная причина, как правило, кроется в вертикальной системе управления многих IT-компаний. Вынужденные работать с большим количеством сотрудников, менеджеры редко опираются на личные качества конкретного человека при определении дедлайнов, уровней нагрузки и рабочих моделей. Напротив, в вертикальной системе последнее продиктовано запросами сверху.
В горизонтальной же, специалист сам соизмеряет свои силы и возможности, а также темп и те рабочие модели, которые обеспечивают ему наибольшую результативность. Никто не навязывает работнику конкретные инструменты, необходимую коммуникацию, даже строгие временные рамки. Фактически, реальным ограничением становятся только личная ответственность и ожидания коллектива.
Сотрудник работает спокойно, в своем темпе, нацеленный на результат и опираясь на собственные ориентиры.