Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookies.
Подробнее

Веб-сайт Digex Co. использует сервисы Google Analytics и Яндекс.Метрика, что позволяет нам выстраивать содержание страниц в соответствии с вашими интересами и запросами, повышая тем самым качество предлагаемого вам контента. Используемые нами файлы cookies позволяют узнавать тех, кто посещает наш сайт повторно. Эти файлы также служат для отслеживания моделей трафика посетителей по сайту, что помогает повышать его удобство.
Подробнее ознакомиться с типами и файлами cookies, которые мы используем можно в нашей политике cookies.
Кейс Digex Co. Сбермаркет

Разработка и развитие мобильного маркетплейса СберМаркет

Кейс Digex Co. Сбермаркет
Клиент
Услуга
Мобильный сервис заказа продуктов СберМаркет
Instamart / СберМаркет
2015 – 2022
Год реализации
СберМаркет — сервис доставки продуктов и других товаров из крупнейших российских сетей: METRO Cash and Carry, АШАН, «Глобус», «Лента», О’КЕЙ, SELGROS, «Магнит», «Дикси», «ВкусВилл» и других. По состоянию на конец 2022 года компания работает в 160 городах России от Калининграда до Петропавловск-Камчатского, осуществляя доставку с полок 120+ розничных сетей до двери конечного покупателя.

Сервис представляет собой foodtech стартап под названием Instamart, который с момента запуска в 2013 году поступательно демонстрировал свой рост. На разных этапах в проект инвестировали Mail.ru, Сбер, и частные инвесторы. Со временем компания сменила название на СберМаркет и в 2020 году была выкуплена технологическим гигантом Сбер.

О клиенте

В первой половине 2010-х в России была свободная ниша доставки товаров из ближайших магазинов. Основатели foodtech стартапа пришли к команде Digex Co. с идеей сервиса, который будет объединять в себе ассортимент различных розничных сетей в качестве маркетплейса и предложит конечным пользователям доставку до двери.

Идея заключалась сделать российский аналог известного в США и Канаде сервиса Instacart с упором на процесс заказа при помощи смартфона. К моменту основания стартапа в 2013 году стало понятно, что продолжающийся бурный рост mobile-индустрии станет ведущим драйвером развития электронной коммерции. Этот тренд и планировали оседлать основатели Instamart. Стояла задача первыми в России запустить доступный с любого смартфона маркетплейс товаров повседневного спроса, принимающий оплату и осуществляющий доставку из различных супермаркетов.

Проблематика

Digex Co. взяла на себя разработку и развитие мобильных приложений и инфраструктуры сервиса. Первоочередная цель — публичный релиз MVP (Minimal Viable Product) приложения в магазинах AppStore и Google Play для демонстрации работоспособности сервиса и привлечения новых инвестиций. Команда разработки должна была уложиться в определенный совместный бюджет, состоящий из вложений учредителей стартапа и привлеченных инвестиций от частных инвесторов на этапе Seed-раунда.

Изначально проект Instamart начали с аналитики, описания технического задания и функциональных требований к приложению. Около полугода детально прорабатывались пользовательские сценарии, которые составляли большую часть от функциональных требований. Команда Digex Co. параллельно занималась прототипированием PoC (Proof of Concept) продукта: прописывались основные сценарии, проходила адаптация дизайна под различные устройства и операционные системы, прорабатывалась архитектура системы и мобильных приложений.

Решили остановиться на следующих функциональных особенностях:
  • Выбор конкретного или ближайшего магазина;
  • Выбор товара и поиск товара с применением Elasticsearch;
  • Фильтрация товаров с каталог товаров;
  • Регистрация при помощи e-mail и базовый личный кабинет покупателя;
  • Оказание услуг покупки и доставки физическим и юридическим лицам;
  • Выбор конкретного адреса доставки;
  • Выбор способа оплаты.
Для технической реализации данного функционала в рамках MVP на iOS был использован язык Objective-C, а на Android использовался Java.

При реализации проекта специалисты Digex Co. проводили полноценный ИТ-консалтинг, который так же включал проработку бизнес-требований. Была предусмотрена работа приложений на всех актуальных версиях iOS и Android. Особо тщательно при разработке следили за корректной работой на многочисленных мобильных устройствах на базе Android, тестирование которых занимало большое количество ресурсов.

Первые два года проекта разработка осуществлялась через постановку ТЗ и четко-сформулированные тикеты для команды Digex Co., занимающейся созданием мобильного сервиса. Уже к 3 году сотрудничества проектные юниты заказчика и подрядчика были проинтегрированы между собой для ускорения разработки и роста сервиса. Работа над проектом перешла на методику Scrum согласно Agile. По итогу объединения внутренние технические специалисты заказчика и специалисты Digex Co. образовали единую команду разработки foodtech-сервиса под управлением Digex Co.

Маркетплейс развивался и привлекал все больше инвестиций как растущий бизнес-проект. С ростом пользователей сервиса потребовалось более объемное участие от Digex Co. как подрядчика. По договоренности с акционерами стартапа мы взяли на себя больше обязанностей. К экватору 2018 года наша команда стала глобальным ИТ-партнером для Instamart, который закрывал следующие задачи:
  • Построение и развитие архитектуры сервиса;
  • Консалтинг по развитию ИТ-продукта;
  • Комплексная разработка мобильных приложений, вместе с дизайном и UI;
  • Построение и развитие ИТ-инфраструктуры растущего проекта;
  • Сопровождение DevOps-процессов и CI/CD;
  • Обучение и подготовка внутренней команды заказчика.

Ход работы

Начиная со второй половины 2018 года удалось существенно сократить time-to-market. Сроки релизов новых обновлений были динамические. Не смотря на это, частота новых релизов увеличилась в 2,5−3 раза с изменением роли Digex Co. на полноценного ИТ-партнера.

Функциональные особенности проекта расширялись и дополнялись, разработка ускорялась, а сервис Instamart постепенно превращался в ведущий маркетплейс для доставки товаров и продуктов из ближайших супермаркетов.

Обновления функциональных особенностей в 2018—2019 годах
  • Добавление регистрации и авторизации в сервисе по номеру мобильного телефона;
  • Запуск функции гибридной оплаты при оформлении заказа: при подтверждении заказа в корзине списывался 1 рубль, а при оформлении окончательного заказа на кассе работником сервиса — списание остальной сумма заказа;
  • Определение конкретной розничной сети, в которой покупатель хочет сделать заказ при помощи маркетплейса;
  • Проведение ребрендинга и редизайна мобильных ИТ-продуктов;
  • Постоянная переработка и совершенствование UX и UI;
  • Выбор адреса доставки с указанием доступности заказа из конкретных магазинов в определенных локациях и адресах, а также показ доступных по конкретному адресу магазинов разных розничных сетей;
  • Внедрение аналитических подсистем для департамента маркетинга заказчика;
  • Запуск и настройка Crashlytics для отслеживания вероятных критических ошибок приложений у пользователей и сбора данных о версии ОС, конкретном устройстве и другой информации, которая помогает разработчикам предупреждать и исправлять ошибки.
  • Добавление функции добавления товара в избранное;
  • Изменились и серьезно расширились карточки товаров всех товарных групп;
  • Появились специализированные акционные баннеры и отдельный раздел скидок, суммирующий все спецпредложения ритейлеров в одном месте.

Обновления в пандемию
В эпоху пандемии COVID-19 сервис получил еще один значимый толчок в развитии. Начиная с февраля 2020 года фиксировался повышенный спрос на сервис доставки продуктов и товаров повседнего спроса. В связи с бурным увеличением в несколько раз базы пользователей Instamart, команде Digex Co. потребовалось значительно увеличить стабильность и отказоустойчивость ИТ-инфраструктуры.

Подстраиваясь под новые реалии и изменившуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку, в кратчайшие сроки был расширен функционал по бронированию доставки на определенные временные слоты. Был увеличен срок доступных слотов до 2 ближайших недель, а также включено автоматическое информирование пользователей о времени появления или освобождения новых слотов. Отдельно отметим первую в российском e-commerce реализацию функции бесконтактной доставки, которую переняли все ведущие игроки рынка.

Плановое развитие
  • Велась постоянная доработка сервиса с постепенным подключением новые партнеров и масштабированием.
  • При помощи API были реализованы многочисленные интеграции сторонних сервисов и систем партнеров маркетплейса с веб-сайтом Instamart и мобильными приложениями.
  • Параллельно масштабированию бизнеса и приросту аудитории дорабатывался дизайн, совершенствовался customer experience и пользовательские сценарии.
  • За годы развития сервиса несколько раз переделывался UI каталога маркетплейса.

Развитие ИТ-продукта

В качестве пилота основатели стартапа заключили договор с розничной сетью METRO Cash and Carry, которая стала первым ритейлером, осуществляющим продажу и доставку товаров через сервис. Первыми двумя городами работы сервиса Instamart стали крупнейшие мегаполисы страны: Москва и Санкт-Петербург.

Релизы в AppStore и Google Play вместе с официальным запуском сервиса состоялся в 2016 году. Акционеры стартапа планировали за счет мобильных приложений наращивать пользовательскую базу и планомерно масштабировать сервис, одновременно с продолжением разработки, совершенствованием продукта, и его ИТ-инфраструктуры.

После запуска MVP и получения дальнейших инвестиций проект демонстрировал постоянный рост. За 2018 год сервис получил заказов на 1 млрд рублей, а чистая выручка компании составила 200 млн рублей. Доставка запускалась в новых мегаполисах: в 2019 году Челябинск стал последним из городов-миллионников России, который покрыла компания Instamart.

Постепенно подключались новые города и к сервису присоединились другие ритейлеры, заметившие успех работы маркетплейса с коллаборации с METRO Cash and Carry. Проект перешел из стадии небольшого стартапа в статус одного из лидеров российского foodtech рынка уже к началу 2019 года. В системе появились такие розничные сети, как АШАН, «Дикси», SELGROS Cash&Carry, «Лента», «Перекресток» и другие.

К концу 2022 года маркетплейс работал уже с 120+ разными ритейлерами, доставляя свыше 150 000 заказов в день по всей России. Доставка сервиса со временем стала покрывать более 80 крупнейших городов во всех субъектах Российской Федерации от Калининграда до Петропавловск-Камчатского. По объему торгового оборота компания кратно выросла за несколько лет.

С 2015 по 2020 год в маркетплейс Instamart проинвестировали SBT Venture Fund II, Gazprom Media Partners, и Mail.Ru Group. Не обошли вниманием проект признанные эксперты рынка ритейла и венчурного бизнеса. В проект вложились: президент Трансконтинентальной МедиаКомпании Александр Митрошенков, гендиректор и основатель Qiwi Сергея Солонина, экс-президент «Дикси» Илья Якубсон. Сервис привлек сотни миллионов инвестиций от различных инвесторов и становился единорогом в сфере российского e-commerce.

По итогу масштабирования и ежегодного увеличения оборотов маркетплейса Instamart мажоритарная доля бизнеса была куплена холдингом Сбер за 12 млрд рублей в 2020 году. Проект продолжил свое развитие под брендом СберМаркет.

Путь из Instamart в СберМаркет

Роль Digex Co. в проекте со временем сменилась: от подрядчика по мобильной разработке и инфраструктуре наша команда стала полноценным ИТ-партнером для бизнеса Instamart. Акционеры и топ-менеджмент компании смогли на 100% сосредоточить свои усилия на коммерческих процессах: на рекламе, продажах конечным клиентам, увеличении среднего чека при помощи маркетинговых инструментов, заключении новых партнерств и привлечении дальнейших инвестиций под настроенный и понятный ИТ-продукт в индустрии foodtech.

Надежность и масштабируемость
По состоянию на начало 2021 года средняя ежемесячная аудитория приложения составляла около 17 миллионов пользователей. Со временем укрепилась стабильность сервиса, несмотря на экспоненциальный рост пользовательской базы. Из десятков миллионов пользователей 99,99% пользователей ни разу не сталкивались с критическими ошибками (crash free users).

За годы существования Instamart/СберМаркет ни разу не происходило утечек персональных данных пользователей. За счет грамотного подхода Digex Co. к разработке и построению инфраструктуры сервис остается самым защищенным приложением в индустрии доставки на территории РФ.

Единорог российского e-comm
Проект за несколько лет прошел все стадии от работоспособного MVP через этап интенсивного масштабирования. Последовательно с 2015 года Instamart привлек инвестиции в десятки и сотни миллионов рублей от SBT Venture Fund II, Mail.Ru Group, Сбер, Gazprom Media Partners, и частных инвесторов.

Менее чем за 10 лет сервис стал лидером в российском e-commerce в направлении доставки товаров повседнего спроса из популярных розничных сетей. В 2020 году мажоритарная доля компании была куплена технологическим гигантом Сбер за 12 млрд рублей, а проект сменил название на СберМаркет.

После изменения состава акционеров и смены названия команда Digex Co. продолжила работу над проектом СберМаркет вплоть до первой половины 2022 года. ООО «Инстамарт Сервис» как дочернее предприятие Сбер продемонстрировало 3Х увеличение торгового оборота по итогам 2021 года. Более 80% заказов сервиса осуществляются при помощи мобильных устройств, что подтверждает первоначальную гипотезу основателей бизнеса о важной роли mobile-индустрии в развитии сферы электронной коммерции РФ.

Результат

150 000+
заказов ежедневно доставляют сотрудники маркетплейса
120
российских розничных сетей являются партнерами сервиса
99,99%
составляет текущий показатель Uptime мобильных приложений
150+
городов России покрывает доставка СберМаркет

Цифры и факты

80%
заказов осуществляется через мобильные приложения iOS и Android по состоянию на начало 2022 года
12
млрд рублей составила доля Сбер при покупке стартапа

Стек технологий

Платформы
Android, iOS
Аналитика
Firebase, Crashlitics, Adjust, Yandex Metrika
Инструменты
JIRA, Confluence, Github, Zeplin
Языки
Java, Objective-C, Kotlin, Swift
CI/CD
Bitrise, GithubActions

Payments
CloudPayments

Платформы
Android, iOS
Аналитика
Firebase, Crashlitics, Adjust, Yandex Metrika
Инструменты
JIRA, Confluence, Github, Zeplin
Языки
Java, Objective-C, Kotlin, Swift
CI/CD
Bitrise, GithubActions

Payments
CloudPayments

Другие кейсы

Появился вопрос?

Нужна консультация по проекту или хотите работать с нами?
Поделиться