Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookies.
Подробнее

Веб-сайт Digex Co. использует сервисы Google Analytics и Яндекс.Метрика, что позволяет нам выстраивать содержание страниц в соответствии с вашими интересами и запросами, повышая тем самым качество предлагаемого вам контента. Используемые нами файлы cookies позволяют узнавать тех, кто посещает наш сайт повторно. Эти файлы также служат для отслеживания моделей трафика посетителей по сайту, что помогает повышать его удобство.
Подробнее ознакомиться с типами и файлами cookies, которые мы используем можно в нашей политике cookies.
Кейс Digex Co. МайFoods

Цифровизация аудита мерчендайзинга FMCG-товаров в ритейле

Клиент
Услуга
Цифровизация контроля мерчендайзинга в ритейле для FMCG-производителя
МАЙ-Foods
Год реализации
2017 – 2021
МАЙ-Foods — один из крупнейших производителей питания в России. По объему поставляемой продукции холдинг входит в ТОП-2 чайного рынка страны. Компания производит такие бренды как: «Майский», RICHARD, Coffesso, «Лисма», CURTIS.

МАЙ-Foods обладает мощной системой дистрибуции, которая охватывает все регионы России. Продукция МАЙ-Foods распространяется через восемь собственных логистических центров в ключевых регионах РФ.

С помощью разветвленной сети филиалов и представительств МАЙ-Foods экспортирует свою продукцию в более чем 40 стран мира. Среди торговых партнеров компании — ведущие транснациональные сетевые ритейлеры и сети ресторанов.

О клиенте

Как крупнейший поставщик чая и кофе, компания вынуждена постоянно контролировать выкладку и представленность товара в розничных сетях. МАЙ-Foods имеет во всех регионах РФ штат мерчендайзеров, которые ежедневно разъезжают по маршруту и посещают торговые точки с продукцией.

Задача мерчендайзеров — регулярный аудит товара, поставляемого компанией, а также коммуникация с сотрудниками магазинов по поводу представленности товара в магазине. Мерчендайзер МАЙ-Foods за день должен посетить порядка 10−15 торговых точек, это могут быть как крупные ритейлеры, так и небольшие частные магазины. По приезду в магазин он должен провести комплексный аудит: проконтролировать выкладку товара, сделать фотографии полок, заполнить бланки отчетности по конкретной торговой точке.

Мерчендайзер отмечает расположение товара, его количество, доступность и другие факторы размещения на полке. Кроме того, аудиторы МАЙ-Foods также выполняли функции продавцов: оформляли новые заказы на продукцию и вели коммуникацию с управляющими магазина. Комплексная система мотивации мерчендайзеров учитывала разные показатели: количество и сложность выездов, своевременность выездов и предоставления отчетности, увеличение заказов на продукцию от магазинов, расширение ассортимента МАЙ-Foods в магазине и так далее.

Аудит проходил в рамках классического офлайн-процесса при помощи бумажного документооборота и заполнения многочисленных форм, опросов и отчетов. Документация учитывала десяток брендов и большую номенклатуру товаров, что замедляло работу мерчендайзеров. Заполнение большого числа бумажных документов и рутинная работа проходили не идеально:
Ошибки в отчетах,
Недостаток подписей и фотографий,
Несвоевременность предоставления информации.

Руководство департамента аудита регулярно фиксировало у мерчендайзеров злоупотребления: дублирование отчетов одного и того же дня под видом нового, фиктивные отчеты с торговых точек при фактическом отсутствии аудита. Мерчендайзеры не выполняли весь объем работ и около половины выездов и аудитов были поддельными, не состоявшимися в реальности. Выкладка продукции в розничных магазинах не выполнялась в должной мере, что негативно сказывалось на продажах и новых закупках магазинами товаров МАЙ-Foods.

Проблематика

Перед стартом разработки продукта была проведена аналитика. Специалисты Digex Co. начали с наблюдений «в полях», изучая функциональные обязанности мерчендайзеров и фактические действия работников МАЙ-Foods при выполнении аудита. Проводились опросы мерчендайзеров и сотрудников магазинов, с которыми они взаимодействовали.

По итогу исследования процесса команда Digex Co. предложила заказчику комплексное решение, состоящее из нескольких компонентов:
  • Мобильное приложение аудитора для платформ iOS и Android;
  • Веб-приложение аудитора, дублирующее функционал мобильного приложения;
  • Веб-приложение администратора для управления системой и контролем за действиями аудиторов на местах.
  • Интеграция разработанных мобильных и веб-приложений с центральной учетной системой МАЙ-Foods.

Данное ИТ-решение было призвано выполнить задачу по замене долгого рутинного бумажного документооборота на прозрачный контролируемый бизнес-процесс, переведенный в цифру.

Около полугода заняла разработка всех компонентов решения. Затем был пилот длинною в 4 месяца в определенных тестовых районах Москвы и Санкт-Петербурга. Пилот быстро показал свою эффективность: приложения работали, ускоряли процесс проверки мерчендайзинга товаров, обеспечивали 100% контроль и прозрачность работы аудиторов для руководства.

Публичные релизы мобильного приложения от команды Digex Co. в магазинах Google Play и AppStore состоялись в 2018 году. С этого момента система стала использоваться аудиторами МАЙ-Foods по всей России в штатном режиме.

Ход работы

Процесс аудита
Мерчендайзер начинает свой день с авторизации в мобильном приложении. В начале дня он получает пул торговых точек, которые должен проверить. Ежедневный маршрут обычно составляет от 10 до 25 магазинов. Все магазины учитываются в системе и отображены на карте.

При входе на торговую точку мерчендайзер включает приложение и начинает аудит. Он проверяет соблюдение условий выкладки товара, делает фотографии, ведет коммуникацию с персоналом магазина о следующих закупках определенных SKU (Stock Keeping Unit) — конкретных товарных позиций различных брендов МАЙ-Foods.

В процессе выполнения аудита в мобильном или веб-приложении аудитор заполняет заранее подготовленные для него анкеты. При возникновении вопросов к правилам и стандартам мерчендайзинга в системе предусмотрена книга знаний аудитора. В ней содержится набор тренингов, шаблонов и примеров, которые помогают мерчендайзеру улучшать свою работу. Книга знаний объясняет тонкости выкладки товаров, психологию общения с сотрудниками магазинов, и так далее.

По итогу осмотра мерчендайзер акцептирует заполненные анкеты, отправляет их при помощи мобильного приложения или веб-приложения, и прокладывает маршрут к следующей торговой точке. Данный процесс повторяется соразмерно поставленному ежедневному плану.

Достоверность данных анкет и итогов аудита обеспечивается различными способами:
  • Добавлением фотографий к формам в качестве визуального подтверждения;
  • Сверка метаданных фотографий, приложенных к анкете;
  • Мониторинг данных по геолокации устройства;
  • Проверка метаданных самого устройства, на котором мерчендайзер заполняет отчет об аудите.

Прозрачность и контроль
Итоги аудита торговой точки вместе со всеми отчетами отправляются на сервер, где их можно посмотреть при помощи интерфейса администратора. Предусмотрена возможность выгрузки отчетности, а также смена ролей пользователей: например, назначение супервайзеров по определенным районам или городу.

Администраторы и управляющие департаментом аудита имеют доступ к отчетам и всей информации о каждом визите мерчендайзера в магазин. В специальном веб-приложении администратора можно посмотреть детальную статистику действий каждого устройства с которого сотрудник работает:
  • Длительность сессии,
  • Версия ОС и надстройки над ОС,
  • Геолокация,
  • Настройки часовых поясов,
  • Частота заполнения определенной анкеты,
  • и другие метаданные.

Панель администратора обладает продвинутым редактором опросов, при помощи которого можно кастомизировать опросные и отчетные формы в зависимости от региона, роли сотрудника, специфики розничной сети. Руководители департамента аудита присваивают баллы по итогам заполнения опросов мерчендайзерами на местах. После каждого рабочего дня в системе подсчитываются показатели KPI аудиторов, при выполнении которого сотрудникам выплачиваются бонусы в конце месяца.

Как это работает

Система значительно ускорила аудит, проводимый мерчендайзерами, а также обеспечила 100% достоверность проводимых аудитов. В среднем один мерчендайзер стал проверять на 40% больше торговых точек ежедневно. Аудиторы перешли на более продуктивную работу, и стали больше зарабатывать — соразмерно возросшим показателям KPI.

Целостность и скорость предоставления данных
При выполнении проекта разработчики Digex Co. решили задачу оперативной доставки отчетов по аудиту при сохранении 100% целостности и достоверности данных. Одной из проблем была разрозненность и отдаленность многих магазинов, что сказывалось на доступности связи. Далеко не все магазины находились на верхних этажах зданий в зоне приема 4G. Стены, подвалы и бетонные перекрытия, а также плохое по-умолчанию качество мобильного Интернет-соединения в регионах — все эти факторы были учтены при разработке ИТ-решения.

Документы и формы опроса скачивались на устройства локально при подключении к сети Интернет. Фотографии и заполненные формы также сохранялись локально, а при соединении с сетью — данные сразу же отправлялись на сервер. Инженеры Digex Co. настроили процессы доставки данных максимально тщательно, чтобы даже при нестабильном Интернет-соединении избежать потерь данных и сохранить оперативность появления данных в центральной учетной системе МАЙ-Foods.

Борьба со злоупотреблениями
После запуска проекта по цифровизации аудита торговых точек, команда Digex Co. продолжала активную поддержку внедренного ИТ-решения и его доработку. При возникновении любых несостыковок наши специалисты разбирали каждый нестандартный случай: постоянно держали руку на пульсе, подключались удаленно к девайсам мерчендайзеров, чтобы понять в чем проблема.

Часто возникала потребность борьбы со злоупотреблениями. Не смотря на введение электронной системы, которая упрощает и ускоряет работу, человеческий фактор при заполнении форм и отчетов оставался. Мерчендайзеры были активными пользователями гаджетов и смартфонов, и пытались применять стороннее ПО для обмана:
  • Использовали программы, маскирующие часовой пояс и геолокацию для соблюдения срока аудита;
  • Пытались путем копирования текстовой информации и фотографий делать дубликаты отчетов, стараясь сократить количество поездок;
  • Использовали взломанные сторонние программы для автоматического заполнения анкет без фактических поездок.

Все подобные случаи команда Digex Co. разбирала отдельно, и при выявлении новых типов злоупотреблений оперативно дорабатывала приложения. Например, в приложениях для аудиторов была введена постоянная проверка на смену часовых поясов и на конкретную геолокация в момент отправки данных. Мы настроили тройное определение геолокации: система в короткий промежуток времени три раза отправляла запросы к GPS мобильного устройства, что позволяло выявить маскировку локации специализированным ПО.

На разные случаи зафиксированных злоупотреблений были предусмотрены автоматические сценарии. Система в автоматическом режиме выдавала предупреждение аудитору, если согласно статистике мерчендайзер подозревается в злоупотреблении. Для разного рода злоупотреблений были предусмотрены собственные сценарии: от напоминаний в электронной форме с разными сообщениями, вплоть до лишения премий при рецидивах.

Решение проблем

150 000+
торговых точек в России учтены в системе
3 400
сотрудников по всей стране ежедневно используют ИТ-систему
2 000+
типов товаров МАЙ-Foods ежедневно проверяются в магазинах РФ
10 000+
злоупотреблений мерчендайзеров МАЙ-Foods зафиксировано за годы работы решения

Цифры и факты

100%
прозрачность процесса аудита мерчендайзинга товаров заказчика
40%
рост числа проводимых аудитов сотрудниками МАЙ-Foods

Стек технологий

Платформы
Android, iOS, Web
Аналитика
Firebase, Crashlitics, Adjust, Yandex Metrika, Azure Application Insight
Инструменты
JIRA, Confluence, Github, Zeplin, Trello
Frontend
.Net MVC Razor pages, VueJs
Backend
.Net Core 3.1
Языки
Java, Objective-C, Kotlin, Swift, C#, JavaScript
CI/CD
Bitrise, GithubActions,
Azure DevOps
Тестирование
Charles, Fiddler
Инфраструктура
Selectel, Azure: Storage, Blob, Queue, Functions, WebApps, Load Balancer
Платформы
Android, iOS, Web
Аналитика
Firebase, Crashlitics, Adjust, Yandex Metrika, Azure Application Insight
Инструменты
JIRA, Confluence, Github, Zeplin, Trello
Frontend
.Net MVC Razor pages, VueJs
Backend
.Net Core 3.1
Языки
Java, Objective-C, Kotlin, Swift, C#, JavaScript
CI/CD
Bitrise, GithubActions,
Azure DevOps
Тестирование
Charles, Fiddler
Инфраструктура
Selectel, Azure: Storage, Blob, Queue, Functions, WebApps, Load Balancer

Другие кейсы

Появился вопрос?

Нужна консультация по проекту или хотите работать с нами?
Поделиться