Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookies.
Подробнее

Веб-сайт Digex Co. использует сервисы Google Analytics и Яндекс.Метрика, что позволяет нам выстраивать содержание страниц в соответствии с вашими интересами и запросами, повышая тем самым качество предлагаемого вам контента. Используемые нами файлы cookies позволяют узнавать тех, кто посещает наш сайт повторно. Эти файлы также служат для отслеживания моделей трафика посетителей по сайту, что помогает повышать его удобство.
Подробнее ознакомиться с типами и файлами cookies, которые мы используем можно в нашей политике cookies.
Кейс Digex Co. Образовательный маркетплейс

Юридический ИТ-консалтинг для образования

Клиент
Услуга
Юридический ИТ-консалтинг для образования
Образовательный маркетплейс
2019 – 2020
Год реализации
Известный образовательный маркетплейс с портфолио от 300+ обучающих курсов по разным направлениям: от психологии и йоги до квантовой физики и сакральной геометрии. Здесь найдется все, что поможет человеку разобраться в себе, найти свой путь и узнать об устройстве этого мира: здоровье, психология, наука, медитации, телесные практики, и другие направления саморазвития.

Образовательный маркетплейс обладает специальным ботом, который направляет пользователей в ту сферу, которая им необходима. С помощью тестирования бот подбирает лучшего эксперта по определенному направлению и предлагает конкретные курсы. Согласно статистике образовательного портала 90% студентов остаются на платформе и продолжают развиваться вместе с преподавателями и экспертами, присоединяясь к сообществу.

О клиенте

Кейс Digex Co. Образовательный маркетплейс
Оформление юридической и финансовой документальной обвязки для любого ИТ-продукта или ИТ-решения всегда имеет особое значение для коммерческого будущего программного продукта. Юридический ИТ-консалтинг решает задачи по обеспечению законности функционирования ПО, минимизации многочисленных рисков, повышению рентабельности ИТ-продукта. Юридическая и финансовая документальная обвязка в конечном счете оказывает большое влияние на коммерческую реализацию программного продукта в различной юрисдикции.

Юридический ИТ-консалтинг для образовательного маркетплейса

Елена много лет работает в области интеллектуального права и более 15 лет ведет юридическую практику в сфере информационных технологий. В этой статье Елена расскажет наш недавний кейс по работе с образовательным маркетплейсом.
Руководитель юридической службы Digex Co.
Елена Хомякова
Нередко к нам приходят заказчики с просьбой подготовить юридическую обвязку для разработанных мобильных приложений и сайтов. Хочу остановиться на наиболее типичном, но интересном с практической точки зрения случае. Речь пойдет о сайте, реализующем онлайн-курсы по обучению.

Итак, нам предстояло юридически грамотно упаковать сайт, на котором не только компании по всему миру, но и любой человек могли публиковать и распространять познавательные, обучающие, мотивирующие, да и вообще любые курсы и материалы. Соответственно, любой желающий мог получить к ним доступ за деньги или же бесплатно.

Образовательный маркетплейс

Первое, что выясняем всегда — как реализован функционал сайта: есть ли регистрация пользователя, личный кабинет, собираются ли персданные и какие, как загружается информация, будет ли реализована и каким образом оплата на сайте — это только основные вопросы, прочие — по ситуации и ответам по концептуальным моментам. При этом, не заваливаем заказчика вопросами, а просим тест-доступ к сайту и сами смотрим, что сделано, как можно оптимизировать работу, чтобы одновременно защитить интересы заказчика, и упростить процессы для пользователя.

В этом случае заказчик планировал сдавать в аренду возможность продавать/покупать на сайте услуги, регистрацию пользователей, создание профиля (личного кабинета) — в остальной части затруднялся, и мы взяли решение всех вопросов на себя — предложили несколько наиболее рациональных вариантов, в итоге остановились на модели, описываемой ниже.

Как проводим обследование

Наш заказчик будет предоставлять только саму возможность продавать или покупать услуги на сайте на основании лицензионного договора (пользовательского соглашения о предоставлении прав доступа к площадке без оплаты). С продавцами услуг, наряду с лицензионным, — мы подготовили агентский договор, где наш заказчик выступает как агент, который, будучи разработчиком и правообладателем всех прав на площадку, по поручению продавца услуг — принципала предоставляет ему доступ к потенциальным покупателям услуг посредством сайта (площадки) и его функционала на условиях и в пределах агентского договора.

Принципал, в свою очередь, обязуется уплачивать агенту вознаграждение за выполнение данного поручения. При исполнении договора агент действует от имени и за счет принципала — это важное условие, иначе обязанным и ответственным по сделкам с покупателями услуг становится наш заказчик, который фактически не участвует в отношениях продавцы-покупатели.

Однако, чтобы предоставить дополнительные гарантии качества услуг пользователям, наш заказчик принял на себя обязательства по проведению платежей через площадку. Реализовали процесс так (с юридической стороны): разработали политику тарификации для продавцов услуг, где определили виды тарифных планов, способы и порядок оплаты. Акцент сделан на том, что денежные средства пользователя, проходящие через расчетный счет нашего заказчика «транзитом», не являются его доходом и не учитываются при исчислении налога.

Для покупателей услуг подготовили правила оплаты, не только ради соблюдения требований закона, но и чтобы сделать отношения нашего заказчика с его клиентами наиболее комфортными и прозрачными, при этом, свели к минимуму риски нашего заказчика, четко разграничив ответственность.

Юридическая обвязка и бизнес-модель сервиса

Касательно ответственности заказчика, учитывая, что требования законодательства в тех или иных странах существенно разняться в части содержания материалов и законности их публикации, да еще и возможные казусы с контентом 18+, предусмотрели возможность удаления контента по инициативе владельца сайта, а также ограничения ответственности владельца сайта за содержание материалов, качество предоставляемых услуг, за возврат средств и пр.

Таким образом, если кто-то из продавцов услуг размещает компрометирующий контент, наш заказчик вправе удалить его и не потеряет при этом вознаграждение. Если продавец оказывает услуги некачественно, не в полном объеме и проч., покупатель направляется к нему с претензией напрямую, без посредника — сайта, что существенно упрощает коммуникацию между всеми сторонами процесса.

Разумеется, на этом наша работа не ограничилась — подготовили для сайта заказчика политику конфиденциальности, политику обработки персональных данных, форму согласия на обработку персональных данных. Учитывая трансграничность проекта, объединили требования GDPR (General Data Protection Regulation), № 152-ФЗ «О персональных данных».

Предусмотрели легитимный порядок одобрения пользователями соглашений, предоставления согласий, сделали его юридически значимым. Если схематично, то выглядит так: сначала получаем одобрение пользовательского соглашения, потом — принятие политики конфиденциальности, политики работы с персональными данными, одновременно — получаем согласие на обработку персональных данных, а далее уже принятие прочих соглашений, правил оплаты и т. п. — в зависимости от того, что требуется уже конкретному пользователю.

Минимизация юридических и финансовых рисков

В итоге для нашего заказчика получился такой пакет документов:
  • Пользовательское соглашение с правилами размещения, получения и использования информации;
  • Политика конфиденциальности;
  • Политика работы с персональными данными;
  • Согласие на обработку персональных данных;
  • Агентский договор в виде публичной оферты;
  • Договор оказания услуг между покупателями и продавцами услуг.

В результате мы закрыли документами и минимизировали такие риски заказчика, как привлечение к ответственности за незаконную обработку персональных данных, за размещение информации, нарушающей авторские права, за распространение недостоверной информации или иной запрещенный законом информации, за размещение недобросовестной и/или недостоверной рекламы и прочее.

О качестве нашей работы лучше всего скажет тот факт, что несмотря на глобальный масштаб проекта, казуистику и всегда спорную работу между продавцами и покупателями, проект успешно функционирует уже несколько лет без претензий не только от пользователей, но и контролирующих органов/организаций.

Итоговый результат для заказчика

Другие кейсы

Появился вопрос?

Нужна консультация по проекту или хотите работать с нами?
Поделиться