Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookies.
Подробнее

Веб-сайт Digex Co. использует сервисы Google Analytics и Яндекс.Метрика, что позволяет нам выстраивать содержание страниц в соответствии с вашими интересами и запросами, повышая тем самым качество предлагаемого вам контента. Используемые нами файлы cookies позволяют узнавать тех, кто посещает наш сайт повторно. Эти файлы также служат для отслеживания моделей трафика посетителей по сайту, что помогает повышать его удобство.
Подробнее ознакомиться с типами и файлами cookies, которые мы используем можно в нашей политике cookies.
Кейс Digex Co. АкБарс

Автоматизация ипотеки Ак Барс Банк и тестирование серой зоны

Клиент
Услуга
Автоматизация ипотечных процессов и тестирования серой зоны АкБарс Банк
АкБарс Банк
2021 – наст. время
Год реализации
АкБарс Банк зарегистрирован в ЦБ РФ и успешно работает на финансовом рынке России с 1993 года.

Банк располагает всеми видами существующих в Российской Федерации банковских лицензий и оказывает более 100 видов услуг для корпоративных и частных клиентов, располагая более 220 офисами по всей России. Среди клиентов АкБарс Банк: крупнейшие экспортеры Республики Татарстан, предприятия нефтегазового и нефтехимического комплекса, машиностроительные, телекоммуникационные, строительные, химические, автотранспортные, торговые и агропромышленные предприятия.

Стабильность деятельности банка гарантирует оплаченный уставный капитал в размере более 50 млрд рублей. Величина собственного капитала на 1 января 2022 г. составляет более 76 млрд рублей

О клиенте

Кейс Digex Co. АкБарс
Кейс Digex Co. АкБарс
АкБарс банк идет по пути цифровизации в последние годы. Один из основных процессов банка — оформление ипотеки. Внутри ипотеки заложено несколько сквозных подпроцессов, в которых участвует несколько департаментов банка и ИТ-систем, а также внешние государственные регуляторы и государственные учетные системы.

Ранее ипотечный процесс банка проходил при помощи ручной работы с бумагами, традиционными средствами связи (e-mail, телефон, почта), и с применением устаревших самописных legacy-систем.

Задача команды Digex Co. как подрядчика банка по направлению информационных технологий стояла в цифровизации и автоматизации ипотечного процесса и всех подпроцессов, связанных с оформлением ипотеки физических лиц. Предстояло создать единый ИТ-контур для ипотечного процесса, включающий 4 подсистемы для следующих задач:
  • Верификация клиентов,
  • Залоговая сверка,
  • Сбор документов о подтверждении дохода (ДПД),
  • Андеррайтинг.

Тестирование серой зоны
Поскольку АкБарс банк обладает несколькими средами взаимодействия с клиентами, заказчику также требовалось выстроить процесс тестирования серой клиентской зоны. Серая клиентская зона — среда, в которой пользователь ИТ-продукта может посмотреть возможные услуги банка и акционные предложения, не являясь клиентом банка. Там же пользователь имеет возможность оставить заявку, или заполнить форму и стать клиентом банка, выполнив простой onboarding.

Серую зону составляют любые среды взаимодействия с неавторизованными пользователями. Тестирование предстояло сделать на официальном веб-сайте банка, а также в мобильных приложениях на платформах iOS и Android.

Данное комплексное тестирование призвано сделать прозрачным и прогнозируемым для менеджмента банка процесс заказа любого продукта. Таким образом АкБарс Банк следит за соблюдением функциональных особенностей веб-сайта и мобильных приложений, которые позволяют стать клиентом банка без посещения офиса.

Проблематика

Ипотечный процесс
Digex Co. делегировала на работу с АкБарс Банк команду из следующих специалистов: разработчик DB-ATL, бизнес-аналитики, аналитики и QA. В начале работ была проведена аналитика и исследование текущего контура ипотечного процесса, а также действующих ИТ-систем, задействованных в этом процессе.

Предстояло создать стек из 4 подсистем, отвечающих за следующие процессы:
  • Верификация клиентов,
  • Залоговая сверка,
  • Сбор документов о подтверждении дохода (ДПД),
  • Андеррайтинг.

Была выбрана микросервисная архитектура на базе которой и создавались веб-приложения. Специалисты Digex Co. отвечали за back-end, front-end, интеграцию приложений в ИТ-ландшафт. Все эти системы предназначены для ежедневного использования сотрудниками банка, вовлеченными в сквозные процессы оформления и получения ипотечного займа.

Тестирование серой зоны
QA-департамент компании Digex Co. был нанят банком в качестве подрядчика на тестирование серой пользовательской зоны для клиентов банка. Тестирование всех аспектов веб-сайта и мобильных приложений АкБарс, включая UI и back-end. Наши специалисты начали применять комплексный подход к QA, который ранее был опробован на многочисленных проектах Digex Co.

Тестирование решили проводить на регулярной основе, поэтапно проходя следующие проверки:
  • Компонентное тестирование;.
  • Интеграционное тестирование;
  • Системное тестирование;
  • Регрессионное тестирование.

Ход работы

Командой Digex Co. был собран набор из 4 микросервисов, каждый со своим интерфейсом и back-end. Данный набор полностью автоматизировал ипотечный процесс с набором сквозных подпроцессов, соединив ИТ-ландшафт АкБарс Банка со сторонними системами государственных органов и служб.

Верификация
Приложение верифицирует клиента как физическое лицо. Система запрашивает данные о человеке из внешних и внутренних источников: Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная служба судебных приставов (ФССП), Национальное Бюро Кредитных Историй (НБКИ), и др. Приложение сверяет все возможные финансовые и иные данные о вероятном клиенте банка, желающим оформить ипотеку. По итогу процесса приложение указывает на несоответствия, подтверждается или опровергается соответствие реальных данных человека. Отчет о верификации становится доступен сотрудникам банка.

Залоговая сверка
Система проверяет все объекты, принадлежащие физическом лицу. Данные об объектах недвижимости проверяются на соответствие: существует ли объект на самом деле, верны ли сведения о доме или квартире вплоть до планировки, не находится ли он под залогом, соответствуют ли реальные свойства объекта заявленным. Данные об объектах в автоматическом режиме передаются при помощи интеграций с учетными системами проверяющих служб и государственных регуляторов.

Андеррайтинг
Специальный модуль андеррайтинга для изучения и анализа платежеспособности вероятных клиентов. Данный процесс проходит согласно специальной процедуре АкБарс Банк, по итогам которой физическому или юридическому лицу сообщают о наличии или отсутствии возможности предоставления ссуды.

Документы подтверждающие доход (ДПД)
Система ДПД существовала у заказчика, но команде Digex. Co. пришлось ее переделывать из-за устаревания технологий и большого количества legacy-надстроек, затрудняющих поддержку приложения. Система проверяет на подлинность документы, которые подает физическое лицо при заявке на ипотеку или кредит. Это документы, связанные с работодателем и местом работы физического лица. Проверяется, есть ли такой работодатель на самом деле, осуществляет ли он тот род деятельности о котором заявляет, и так далее. В автоматическое режиме происходит сверка информации из бумажных справок с информацией из пенсионного фонда и других ИТ-систем государственных служб и органов.

Тестирование серой зоны
По итогам комплексного тестирования серой пользовательской зоны веб-сайта и мобильных приложений АкБарс Банк оформляется регулярная отчетность. В отчете указывается количество багов и замечаний, и дается заключение по выпуску или не выпуску релиза очередного обновления.

Этапы тестирования серой зоны
  • Компонентное тестирование — проверка взаимодействия с приложением, в котором тестируются отдельные компоненты сервисов при помощи POST и других методов.
  • Интеграционное тестирование с проверкой на взаимодействие сервиса с другими компонентам ИТ-ландшафта. Данное тестирование проводится на тестовом стенде, проверяется работоспособность новых обновлений сервисов.
  • Системное тестирование — проверка системы на работоспособность введенного обновления внутри экосистемы заказчика. Здесь проверяется как конкретные микросервисы взаимодействуют с новыми функциональными особенностями.
  • Регрессионное тестирование — проверка новых особенностей приложений на тестовом стенде, предшествующем боевому. Это своего рода финальный тестовый стенд, после проверки обновлений на котором изменения вносятся на релизные сервера. Здесь проходит проверка соответствие новых features на работоспособность с чужими модулями многочисленных команд разработки ИТ-департамента АкБарс Банка.

Результат

4 000+
регрессионных тестов серой пользовательской зоны ежемесячно проводится в АкБарс Банк
70%
ускорение рассмотрение заявок на ипотеку после запуска разработок Digex Co.
30%
сократилось время прохождение заявок на сверку ДПД
1 000+
заявок на ипотеку в месяц фиксируют специалисты банка

Цифры и факты

4
приложения используют сотрудники АкБарс Банк для рассмотрения заявок на ипотеку
сократилось количество багов обновлений в серой зоне веб-сайта и мобильных приложений заказчика

Другие кейсы

Появился вопрос?

Нужна консультация по проекту или хотите работать с нами?
Поделиться