Кейсы

Юридический ИТ-консалтинг для образовательного маркетплейса

Приветствуем всех читателей нашего блога! Мы в Digex Co. полноценно занимаемся ИТ-консалтингом для наших клиентов. Оформление юридической и финансовой документальной обвязки для любого ИТ-продукта или ИТ-решения всегда имеет особое значение для коммерческого будущего программного продукта. Юридический ИТ-консалтинг решает задачи по обеспечению законности функционирования ПО, минимизации многочисленных рисков, повышению рентабельности ИТ-продукта. Юридическая и финансовая документальная обвязка в конечном счете оказывает большое влияние на коммерческую реализацию программного продукта в различной юрисдикции.
Здесь свою задачу выполняет наш юридический департамент. Мы оказываем юридический ИТ-консалтинг как в комплексе, когда занимается полноценным проектом разработки на заказ, так и помогаем разобраться с правовыми вопросами отдельно по уже существующему и готовящемуся к запуску сервису.

Представляем вам Елену Хомякову, руководителя юридической службы Digex Co.
Елена много лет работает в области интеллектуального права и более 15 лет ведет юридическую практику в сфере информационных технологий. В этой статье Елена расскажет наш недавний кейс по работе с образовательным маркетплейсом.
Руководитель юридической службы Digex Co.
Елена Хомякова

Образовательный маркетплейс

Нередко к нам приходят заказчики с просьбой подготовить юридическую обвязку для разработанных мобильных приложений и сайтов. Хочу остановиться на наиболее типичном, но интересном с практической точки зрения случае. Речь пойдет о сайте, реализующем онлайн-курсы по обучению.

Итак, нам предстояло юридически грамотно упаковать сайт, на котором не только компании по всему миру, но и любой человек могли публиковать и распространять познавательные, обучающие, мотивирующие, да и вообще любые курсы и материалы. Соответственно, любой желающий мог получить к ним доступ за деньги или же бесплатно.

Как проводим обследование

Первое, что выясняем всегда — как реализован функционал сайта: есть ли регистрация пользователя, личный кабинет, собираются ли персданные и какие, как загружается информация, будет ли реализована и каким образом оплата на сайте — это только основные вопросы, прочие — по ситуации и ответам по концептуальным моментам. При этом, не заваливаем заказчика вопросами, а просим тест-доступ к сайту и сами смотрим, что сделано, как можно оптимизировать работу, чтобы одновременно защитить интересы заказчика, и упростить процессы для пользователя.

В этом случае заказчик планировал сдавать в аренду возможность продавать/покупать на сайте услуги, регистрацию пользователей, создание профиля (личного кабинета) — в остальной части затруднялся, и мы взяли решение всех вопросов на себя — предложили несколько наиболее рациональных вариантов, в итоге остановились на модели, описываемой ниже.

Юридическая обвязка и бизнес-модель сервиса

Наш заказчик будет предоставлять только саму возможность продавать или покупать услуги на сайте на основании лицензионного договора (пользовательского соглашения о предоставлении прав доступа к площадке без оплаты). С продавцами услуг, наряду с лицензионным, — мы подготовили агентский договор, где наш заказчик выступает как агент, который, будучи разработчиком и правообладателем всех прав на площадку, по поручению продавца услуг — принципала предоставляет ему доступ к потенциальным покупателям услуг посредством сайта (площадки) и его функционала на условиях и в пределах агентского договора.

Принципал, в свою очередь, обязуется уплачивать агенту вознаграждение за выполнение данного поручения. При исполнении договора агент действует от имени и за счет принципала — это важное условие, иначе обязанным и ответственным по сделкам с покупателями услуг становится наш заказчик, который фактически не участвует в отношениях продавцы-покупатели.

Однако, чтобы предоставить дополнительные гарантии качества услуг пользователям, наш заказчик принял на себя обязательства по проведению платежей через площадку. Реализовали процесс так (с юридической стороны): разработали политику тарификации для продавцов услуг, где определили виды тарифных планов, способы и порядок оплаты. Акцент сделан на том, что денежные средства пользователя, проходящие через расчетный счет нашего заказчика «транзитом», не являются его доходом и не учитываются при исчислении налога.

Для покупателей услуг подготовили правила оплаты, не только ради соблюдения требований закона, но и чтобы сделать отношения нашего заказчика с его клиентами наиболее комфортными и прозрачными, при этом, свели к минимуму риски нашего заказчика, четко разграничив ответственность.

Минимизация юридических и финансовых рисков

Касательно ответственности заказчика, учитывая, что требования законодательства в тех или иных странах существенно разняться в части содержания материалов и законности их публикации, да еще и возможные казусы с контентом 18+, предусмотрели возможность удаления контента по инициативе владельца сайта, а также ограничения ответственности владельца сайта за содержание материалов, качество предоставляемых услуг, за возврат средств и пр.

Таким образом, если кто-то из продавцов услуг размещает компрометирующий контент, наш заказчик вправе удалить его и не потеряет при этом вознаграждение. Если продавец оказывает услуги некачественно, не в полном объеме и проч., покупатель направляется к нему с претензией напрямую, без посредника — сайта, что существенно упрощает коммуникацию между всеми сторонами процесса.

Разумеется, на этом наша работа не ограничилась — подготовили для сайта заказчика политику конфиденциальности, политику обработки персональных данных, форму согласия на обработку персональных данных. Учитывая трансграничность проекта, объединили требования GDPR (General Data Protection Regulation), № 152-ФЗ «О персональных данных».

Предусмотрели легитимный порядок одобрения пользователями соглашений, предоставления согласий, сделали его юридически значимым. Если схематично, то выглядит так: сначала получаем одобрение пользовательского соглашения, потом — принятие политики конфиденциальности, политики работы с персональными данными, одновременно — получаем согласие на обработку персональных данных, а далее уже принятие прочих соглашений, правил оплаты и т. п. — в зависимости от того, что требуется уже конкретному пользователю.

Итоговый результат для заказчика

В итоге для нашего заказчика получился такой пакет документов:
  • Пользовательское соглашение с правилами размещения, получения и использования информации;
  • Политика конфиденциальности;
  • Политика работы с персональными данными;
  • Согласие на обработку персональных данных;
  • Агентский договор в виде публичной оферты;
  • Договор оказания услуг между покупателями и продавцами услуг.
В результате мы закрыли документами и минимизировали такие риски заказчика, как привлечение к ответственности за незаконную обработку персональных данных, за размещение информации, нарушающей авторские права, за распространение недостоверной информации или иной запрещенный законом информации, за размещение недобросовестной и/или недостоверной рекламы и проч.

О качестве нашей работы лучше всего скажет тот факт, что несмотря на глобальный масштаб проекта, казуистику и всегда спорную работу между продавцами и покупателями, проект успешно функционирует уже несколько лет без претензий не только от пользователей, но и контролирующих органов/организаций.
Автор статьи: Елена Хомякова
Нужна консультация по проекту или хотите работать с нами?

Появился вопрос?

Читать ещё

Поделиться: